Интервью с Оксаной Карповой
100% безвозмездное донорство – это труд не одного года. Как удалось этого добиться?
Мы взяли курс на развитие безвозмездного донорства в 2015 году. Тогда соотношение кадровых доноров было следующим: 60% платных и 40% – безвозмездных (в основном – это были родственники пациентов). 70% компонентов брали от внешних поставщиков. Когда началось активное развитие донорского движения в нашей больнице, были задействованы все возможные каналы коммуникации, знакомства и связи. Мы обратились к органам местной власти – района и округа, и получили поддержку управы и префектуры, Общественного Совета при префекте Северо-Западного административного округа, а также всестороннюю помощь муниципалитета. Нас поддержали трудовые коллективы, демонстрируя пример хорошо развитого корпоративного донорства. А затем мы обратились за поддержкой к молодым донорам.
Отделение успешно работает с корпоративными донорами. Как удается наладить контакты и привлечь эту категорию доноров? С какими трудностями вы при этом сталкиваетесь?
Мы активно сотрудничаем с более чем 20 различными образовательными учреждениями, компаниями и организациями. Есть несколько важных для развития безвозмездного донорства моментов: Во-первых, нужно оповещать, рекламировать, то есть любыми доступными способами информировать людей о том, что донорская кровь нужна. Многие не знают и не слышали об этой проблеме. Во-вторых, безвозмездного донора надо уметь принять на станции. Для этого необходимо создать комфортные условия. Часы работы станций переливания крови должны быть удобными. Хороший результат дают «донорские субботы». Сотрудники должны быть приветливыми, время ожидания в очереди – максимально сокращено. В-третьих, с донорами необходимо сотрудничать постоянно: приглашать на повторные кроводачи, потому что кровь постоянных доноров реже попадает под выбраковку. Постоянные доноры относятся к кроводаче ответственно и правильно к ней готовятся. О донорах не надо забывать и вне кроводач: поздравлять с праздниками, оповещать о новостях отделения. Основная проблема в том, что компании не часто отпускают сотрудников на сдачу крови. Проблемой остается и то, что доноры сами, и работодатели хотят сдавать кровь, не покидая рабочее место. Необходимо развивать выездные акции.
Как добиться эффективного взаимодействия с представителями компаний и организаций при проведении совместных донорских акций?
Рассказывать, объяснять, находить удобные и интересные форматы взаимодействия. Нужно, чтобы сотрудники организаций с удовольствием возвращались в отделение переливания без приказов, по зову сердца. У нас именно так и происходит. Мы создаем условия для этого. В коридоре стоят удобные диваны и кресла, журнальные столики с информационными буклетами и журналами, просторный буфет, шкаф для обмена книгами и настольными играми, в буфете и операционном зале установлены телевизоры. О таком замечательном событии, как День донора организации, мы обязательно рассказываем у себя в социальных сетях, сопровождая фотоотчетом и благодарственными словами. Дни донора – хороший вариант тимбилдинга, сопричастность благородному делу объединяет людей.
Как проходит информационная поддержка подобных акций? Каким образом привлекаете СМИ?
Каждое мероприятие освещается в СМИ: активная агитация с использованием различных каналов связи позволяет максимально охватить целевую аудиторию, увеличив количество потенциальных и реальных доноров крови. Накануне акций мы отправляем письма журналистам, приглашая помочь с освещением. Со своей стороны, стараемся делать акции яркими и интересными. Порой журналисты и медийные личности сами приходят сдавать кровь, делая заметки и посты о посещении нашего отделения в соцсетях. Многие из них потом становятся нашими постоянными донорами.
Отделение проводит разнообразные мероприятия для привлечения доноров. Кажется, что вашим идеям нет конца. Кто в отделении занимается креативом, откуда вы черпаете вдохновение?
Мы – команда из 25 неравнодушных людей, влюбленных в свою профессию. Мне кажется иногда, что даже стены в нашем отделении впитали в себя эту позитивную энергетику. Для нас творить – это работать, а работать – во имя спасения жизни. Конечно же, должен быть человек, который несет ответственность за выполнение поставленных задач. У меня в отделении таким человеком является координатор донорского движения – Екатерина Чинякина. Помогает нам еще один неравнодушный и креативный человек, специалист по связям с общественностью Марина Муркова. Мы вместе обсуждаем различные идеи, а также варианты воплощения их в жизнь.
Отделение в постоянном контакте с рядовыми донорами – у вас есть группы во всех социальных сетях. Как удается поддерживать интерес аудитории к деятельности отделения?
Мы пропагандируем безвозмездное донорство как престижное и модное течение. Основная наша цель – формирование позитивного имиджа и значимости безвозмездного донора. Группы в социальных сетях начали вести спустя год после перехода на безвозмездное донорство, чтобы стать максимально открытыми для потенциальных и наших постоянных доноров, чтобы всегда быть с ними на связи. Сейчас у нас в ВК – 1550 подписчиков, в Инстаграме – 900 подписчиков, на Фейсбуке – 720 подписчиков. У себя в группах мы выкладываем интересную информацию о донорстве крови и ее компонентов в удобной форме: в виде инфографики, доступным языком, без сложной терминологии. Информируем подписчиков об актуальных нуждах клиники в тех или иных группах крови. Почетных доноров информируем о предстоящих мероприятиях и донорских субботах. В режиме онлайн отвечаем на все вопросы. Используем рассылку «Спасибо, донор», благодаря которой можем сообщить человеку, что его кровь передана для лечения пациента.
Какие инструменты для продвижения донорских мероприятий вы используете? Какие из них наиболее удачны?
Универсального, решения нет. Время, место и главное – отношение к донорам очень важны. Даже самые интересные и многообещающие акции не сработают, если в отделении не будет должного уважения к тем, кто приходит помочь. Бесплатные мастер-классы помогают скрасить ожидание в очереди, заодно получить новые навыки в каком-либо деле, конкурсы и викторины увеличивают вовлеченность аудитории, в игровой форме информируют доноров о правильной подготовке к донации, интервалам между кроводачами, донорских льготах. Летом мы провели фотовыставку #знайнаших, где познакомили доноров друг с другом. Творческие работы оказались мотивирующими для потенциальных доноров. Наши донорские субботы стали традиционными. Мы любим наших друзей-доноров и эта любовь взаимна.
И наш традиционный вопрос: чтобы вы могли пожелать донорам и тем, кто только собирается присоединиться к донорскому движению?
Хотим пожелать крепкого донорского здоровья и веры в добро! Чтобы сделать доброе дело, не нужны специальные навыки, умения или средства. Помочь просто – стать донором крови! Приходите к нам, друзья!
Большинство людей знают о донорстве очень мало и потому доверяют самым необоснованным мифам...
Скачивайте первое в России приложение для доноров