Интервью с Еленой Стефанюк
Елена Ивановна, к 2020 году некоммерческий фонд «Национальный фонд развития здравоохранения» реализовал свыше 60 проектов, и основным направлением его деятельности было содействие развитию донорства крови и ее компонентов: работа с донорами, общественными волонтерами и организаторами донорского движения, специалистами службы крови, врачами различных специальностей, использующими в клинической практике переливания крови; совершенствование региональной и федеральной нормативно-правовой базы, независимая общественная оценка различных аспектов работы службы крови. И вот в, скажем так, социальном портфеле фонда появляется новый проект – «Достоверно о здоровье. Развитие основ медицинской грамотности и информационной культуры». Чем было вызвано такое стратегическое решение?
Безусловно, такое решение было продиктовано ситуацией в обществе. Пришла пандемия, и изменившая отношение общества к самым разным аспектам жизни, в том числе и донорству крови и ее компонентов, и бросившая вызовы в тех сферах, которые общество считало малопроблемными.
Тема здоровья своего и близких всегда волновала человека, но с развитием интернета каналы для получения информации значительно расширились. Здоровье – одна из самых популярных тем не только разговоров, но и поиска в Сети. Каждую минуту «Яндекс» спрашивают о здоровье более 5 тысяч раз, количество запросов в Google о здоровье – 130 в секунду, а количество просмотров на YouTube видео, связанных со здоровьем, – 12 млн в месяц.
Люди все чаще обращаются за поиском информации о лечении, стремясь оказать помощь себе и близким, не к врачу, а к интернету. В одном из исследований на вопрос: «Что вы скорее сделаете, если вам понадобиться быстро снять симптом или избавиться от боли?» 44% опрошенных ответили «Поищу в интернете», 37% – «поговорю с родственниками», и всего лишь 21% свяжется с врачом.
Но вот вопрос – насколько достоверна информация, которую люди находят на сайтах, форумах и в социальных сетях? Данные исследования, проведенного ВЦИОМ в 2019 году, говорят о том, что с недостоверными новостями в интернете сталкивались 31% россиян. При этом каждый второй россиянин не может отличить достоверные новости от фейков. И это притом что в России уровень охвата населения интернетом находится на отметке примерно 85% (2020 год, Data Commons).
Развитие ситуации с коронавирусом (COVID-19) выявило новые проблемы в информационном поле, спровоцировало появление фейков, оказавших негативное влияние на сферу донорства. Так, только за март 2020 года зафиксировано более 9500 постов и сообщений о якобы массовом заражении, например, москвичей, коронавирусом. Недостаточная медицинская грамотность населения и создаваемая искусственно паника привела к снижению донорской активности. Эксперты впервые с 2012 года начали говорить о скором дефиците донорской крови.
Поэтому мы приняли решение расширить направления нашей деятельности, перестроить ее фокус, и разработали социальный проект, целью которого стало создание условий для противодействия распространению недостоверной информации в ряде медицинских сфер – донорства крови и ее компонентов, донорства костного мозга, онкогематологических, вирусных заболеваний – и в общественной сфере медиаграмотности. Мы подали заявку на конкурс грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, и наш проект получил поддержку Фонда президентских грантов для реализации в 2020 и 2021 году.
Какие задачи вы поставили, чтобы эффективно достигнуть цели проекта?
Тема достоверности информации о здоровье и ее аудитория, конечно, широки. Мы сосредоточились на двух направлениях: формировании качественного интернет-контента и повышении медиаграмотности целевых аудиторий проекта. Ими стали жители России в возрасте от 25 до 65 лет, заинтересованные в получении достоверной информации в выбранных для проекта сферах; социально ориентированные некоммерческие организации, волонтеры, активисты инициативных групп, работающие в сфере охраны общественного здоровья, пропаганды ЗОЖ, развития институтов гражданского общества, и представители средств массовой информации в широком их понимании – как профессиональные журналисты, так и гражданские журналисты – блогеры.
Конечно, проект стал бы неполон без аналитической работы: в основе всех разработанных материалов лежат данные социологических исследований, опросов, анкетирований.
Как в ходе проекта вы формировали качественный контент, откуда узнали информационные потребности людей?
Сначала мы, конечно же, исследовали запросы и мнения нашей аудитории. Совместно с ВЦИОМ и при поддержке Координационного совета по донорству крови при Общественной палате Российской Федерации с 29 декабря 2020 по 30 января 2021 года мы провели масштабное всероссийское социологическое исследование по теме распространения недостоверной информации в сфере охраны здоровья в формате интернет-опроса целевых групп и телефонного опроса населения «ВЦИОМ-Спутник». Всего в исследовании приняли участие почти 3900 представителей 75 регионов России, включая города федерального значения.
Социологическое исследование показало, например, что в плане интереса к медицинской информации и доверия к ней наибольший интерес вызывают в первую очередь вопросы, касающиеся заболеваний, с которыми они сталкиваются, а также вопросы, связанные с коронавирусной инфекцией и вакцинацией, проблемы доступности получения медицинской помощи. Присутствует интерес к теме ЗОЖ, фитнеса и правильного питания.
Для населения источник медицинской информации, которому бы доверяло большинство, – разговоры с врачом, медицинскими сотрудниками, официальные сайты медицинских учреждений и информация на стендах медучреждений.
Отношение опрошенного населения и целевых аудиторий к медицинской информации в СМИ в целом неоднозначное. Если для некоторых характерно более настороженное отношение, в среднем около половины опрошенных декларирует скорее недоверие таким источникам, как телевидение, радио, новостные и аналитические сайты в интернете, печатным газетам и журналам, то в то же время от 19% до 35% опрошенного населения скорее склонны названным источникам доверять.
Наименьшее доверие населения среди источников медицинской информации в целом вызывают блоги и видеоблоги, страницы и группы в социальных сетях, каналы и группы в мессенджерах.
Социологическое исследование также позволило нам определить интерес, информированность, стереотипы и потребности в информации в сферах донорства крови и ее компонентов, донорства костного мозга, онкогематологии и вирусологии.
Основные выводы социологического исследования в течение 2021 года мы представили в том числе на ключевых мероприятиях в сфере службы крови и здравоохранения: на всероссийских съезде и форуме службы крови, форуме «Сообщество», II конгрессе трансфузиологов России, I Международном междисциплинарном конгрессе «Менеджмент крови пациента в клинической медицине», научно-практической конференции «Обеспечение устойчивого функционирования национальных служб крови государств — участников СНГ в условиях эпидемической ситуации заболеваемости COVID-19» (Минск), заседании Совета по вопросам развития донорства крови и ее компонентов при Правительстве Санкт-Петербурга.
И, конечно же, в том числе материалы социологического исследования были представлены на коммуникационных площадках проекта в Москве, Республике Дагестан, Чеченской Республике. Кроме того, обобщенные результаты социологического исследования размещаются как на общедоступных информационных площадках проекта и фонда, так и книжных сервисах Rideró и «Литрес».
И что же в результате стало основной точкой сбора достоверной информации о здоровье?
Мы создали и наполнили качественным структурированным контентом интернет-портал «Достоверно о здоровье» dostovernozdrav.ru. Это информационная площадка, разработанная на основе сведений доказательной медицины, мнений авторитетных экспертов, социологических исследованиях, включает текстовые статьи, инфографику, видеоинтервью с экспертами и видеоролики, глоссарий. Также представлены материалы об ответственности за распространение недостоверной информации.
Каждый тематический раздел портала включает рубрики «Мифы и факты» и «Вопрос – ответ», сформированные по запросам целевых аудиторий в ходе мероприятий проекта «Достоверно о здоровье» и других социальных проектов нашего фонда.
Кроме самого портала «Достоверно о здоровье» мы разработали и опубликовали узкотематические интернет-сайты – лендинги о донорстве крови и ее компонентов donor.dostovernozdrav.ru и донорстве костного мозга km.dostovernozdrav.ru. Информация об этих интернет-ресурсах продвигается в интернете в ходе кампании социальной рекламы при поддержке АНО «Институт развития интернета» – оператора социальной рекламы в Рунете, в том числе для некоммерческих организаций.
Важная часть интернет-портала – навигатор достоверной информации, профильные проверенные информационные ресурсы о донорстве, онкогематологии, вирусологии, медиаграмотности и фактчекингу. Для разработки навигатора проводился мониторинг контента русскоязычных сайтов, размещающих информацию о различных аспектах здоровья.
Навигатором достоверной информации портала dostovernozdrav.ru, но в ином формате, стал печатный и электронный путеводитель по материалам Национального фонда развития здравоохранения, который по сути также стал рубрикатором по темам донорства крови и костного мозга, онкогематологии, вирусологии и медиаграмотности.
И навигатор достоверной информации на интернет-портале, и путеводитель будут регулярно обновляться и дополняться. Кроме того, путеводитель также выйдет отдельным электронным изданием в интеллектуальной издательской системе Rideró.
Какие форматы достоверной информации о здоровье наиболее востребованы у обычных людей, не специалистов в медицине?
Конечно же, наиболее наглядные и доступные: иллюстрированные сборники и брошюры, инфографика в виде постеров и презентаций, видеоролики, в том числе в технике мультипликации, и видеоинтервью с экспертами, с донорами крови, костного мозга и их реципиентами.
А мультипликация позволяет не только легко и доступно объяснять сложные понятия взрослым, но и показать в кадре определенные медицинские сцены, которые при съемке в реальной технике были бы слишком натуралистичны или даже выглядели пугающими.
Одна из задач проекта – помочь людям ориентироваться в многообразии интернет-ресурсов медицинской тематики, научить пользователей работать с информацией, а также облегчить доступ к проверенным сведениям. Какую работу в ходе проекта вы для этого проводили и какие перспективы видите в этом направлении?
Кроме разработки и представления общедоступной информации по проблеме медиаграмотности и фактчекинга, мы провели две образовательные серии по этой тематике: совместно с Центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ и совместно с онлайн-университетом OnlineTeach. Материалы уже закончившихся образовательных серий – записи вебинаров, презентации спикеров, чек-листы – доступны в нашем путеводителе и на сайте dostovernozdrav.ru, а сами участники образовательных мероприятий – участники социального проекта получили не только новые знания и навыки, но и сертификаты участника. В перспективе, конечно же, мы бы хотели глубже разработать эту тему и расширить аудиторию тех, кому готовы дать знания по медиаграмотности и фактчекингу, на старшую возрастную группу, а также подростков, юношество.
«Достоверно о здоровье. Развитие основ медицинской грамотности и информационной культуры» стал объемным и перспективным для развития социальным проектом. Какую помощь вы получили в ходе его реализации?
Безусловно, такая масштабная работа была бы невозможна без поддержки как грантодателя – Фонда президентских грантов, так и партнеров. Это в первую очередь Минздрав России, ФМБА России, учреждения службы крови – Центр крови ФМБА России, Центр производственной трансфузиологии ФМБА России, Кировский НИИ гематологии и переливания крови ФМБА России, НМИЦ гематологии Минздрава России, региональные учреждения службы крови, РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, а также, конечно, Координационный совет по донорству крови при Общественной палате Российской Федерации и Комиссия по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Общественной палаты Российской Федерации.
Спасибо, Елена Ивановна! Что в заключение нашей беседы вы хотели бы пожелать посетителям портала yadonor.ru в 2022 году?
Конечно же, здоровья, счастья, тепла, любви! Я также желаю, чтобы о портале узнавали, как можно больше людей и как можно больше людей сдавали кровь!
Большинство людей знают о донорстве очень мало и потому доверяют самым необоснованным мифам...
Скачивайте первое в России приложение для доноров